ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ
1 августа 1920 года произошла высадка наших войск под командой генерала Улагая на побережье Кубани. Численность строевых частей этого десанта доходила до 5.000 чел. при 12 орудиях. Высадка преследовала цель создать новый фронт против красных на Северном Кавказе и получить необходимое для наших войск пополнение в лице присоединившихся кубанских казаков.
4 августа генерал Слащев был по собственному желанию освобожден от должности командира 2-го корпуса. Войска 1-го, 2-го и конного корпусов были объединены в 1-ую армию, и генерал Кутепов назначен ее командующим. В приказе от 6 августа было объявлено о том, что Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России будет именоваться впредь Главнокомандующим Русской армией.
В это время советское командование старалось воспользоваться уменьшением численности наших войск вследствие десантной операции. Начавшиеся 5 августа неприятельские атаки развились к 8 августа в решительное наступление красных по всему фронту 1-то корпуса, между железнодорожными линиями к узловым станциям Александровск и Верхнетокмак. Нашим бронепоездам пришлось участвовать тогда в упорных оборонительных боях на северном направлении, между тем как на восточном направлении положение было менее напряженным.
На восточном (считая от узловой станции Федоровка) направлении бронепоезд «Офицер» нес в первой половине августа службу охраны пути в районе станций Большой Токмак и Полугород, на расстоянии в 40 и 30 верст от станции Федоровка. 8 августа бронепоезд «Офицер» сменил на позиции бронепоезд «Святой Георгий Победоносец», который был вызван на северное направление. В течение дня происходила перестрелка бронепоезда с легкой батареей противника, а около 18 часов бронепоезд «Офицер» вышел на открытую позицию для поддержки местного наступления частей 8-го Донского казачьего полка и обстреливал цепи красных, отходившие к северу. Днем 9 августа наблюдательный пункт бронепоезда подвергся нападению конных разъездов противника. Бронепоезд отогнал красных пулеметным огнем. Поздно вечером бронепоезд «Офицер» вышел в сопровождении вспомогательного поезда на несколько верст к востоку от станции Большой Токмак, чтобы сбросить там холодный паровоз и взорвать железнодорожный путь. Находясь на позиции 10 августа, бронепоезд «Офицер» попал под огонь 42-линейной батареи противника, которая метко стреляла с дистанции около 10 верст. Бронепоезду пришлось отойти. 14 августа бронепоезд «Офицер» отправился на узловую станцию Федоровка, ввиду вызова на северное направление. Тяжелый бронепоезд «Единая Россия» содействовал в первой половине августа обороне нашего расположения около станции Большой Токмак, поддерживая части 3-ей Донской дивизии, а затем был также вызван на северное направление. На смену им прибыли легкий бронепоезд «Волк» и тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита», которые приняли участие в начавшемся наступлении частей Донского корпуса на восток от Большого Токмака.
На северное (считая от узловой станции Федоровка) направление прибыл 2 августа под командой полковника Шамова легкий бронепоезд «Генерал Алексеев» и поступил в распоряжение начальника группы бронепоездов полковника Гадда. Боевая часть бронепоезда «Генерал Алексеев» состояла в это время из одной бронеплощадки с двумя 3-дюймовыми орудиями и одной бронеплощадки с одним 3-дюймовым орудием.
В ночь на 6 августа бронепоезд «Генерал Алексеев» получил приказание выехать со станции Чокрак (примерно в 35 верстах к северу от узловой станции Федоровка) в сторону следующей станции Попово и взорвать близ этой последней станции два моста. После этого бронепоезд должен был отойти к мосту через реку Кара-Чокрак, подготовить его взрыв и ждать около моста приказа для производства взрыва. Наконец, после этого взрыва надлежало занять позицию южнее моста. В 5 часов 6 августа два моста близ станции Попово были взорваны, и было получено приказание взорвать также мост через реку Кара-Чокрак. Взорвав мост и исполняя полученное приказание, бронепоезд «Генерал Алексеев» остался на позиции близ взорванного моста. Через некоторое время бронепоезд «Генерал Алексеев» был внезапно обстрелян почти с тыла не только артиллерийском, но и ружейным огнем. Высланная с бронепоезда разведка выяснила, что южнее бронепоезда находится по обе стороны железнодорожного полотна неприятельская пехота с артиллерией. Бронепоезд стал, отстреливаясь, отходить на юг, в сторону станции Чокрак. Но при подходе к станции оказалось, что она уже занята красными. У станционного здания стояли неприятельские пулеметы, а вокруг станции развернулись цепи пехоты красных. Их поддерживали своим огнем шесть орудий противника. Отходивший перед бронепоездом «Генерал Алексеев» вспомогательный поезд сошел с рельс и был захвачен красными у южных выходных стрелок, которые были взорваны. Таким образом путь для отступления бронепоезда «Генерал Алексеев» был закрыт. Бронепоезд продолжал вести бой с противником, маневрируя. Но вскоре снарядами артиллерии противника был перебит путь у северных стрелок станции Чокрак. Бронепоезд оказался запертым на небольшом пространстве и стал почти неподвижной целью для батарей красных. Не видя помощи извне и не надеясь ее получить, командир бронепоезда приказал снять с орудий затворы и панорамы, взять с собой легкие пулеметы и пробиваться сквозь цепи красных на соединение с нашими войсками. Выйдя из боевого состава, цепь команды бронепоезда устремилась в промежуток между цепями красных, быстро прошла его и стала отходить дальше, отстреливаясь. Отбившийся от цепи подпоручик Булкин наткнулся на красных и застрелился, чтобы не быть взятым в плен. Затем был убит поручик Соловьев. Тяжело раненный поручик Котляров был настигнут красными и ими пристрелен. Кроме перечисленных трех офицеров были убиты при отходе шесть нижних чинов из состава команды. Три офицера и десять нижних чинов были ранены. Легко раненные следовали за цепью. Подойдя к селению Бурчацк, цепь команды бронепоезда «Генерал Алексеев» была поддержана цепью Марковского полка, которая открыла огонь по красным. Затем марковцы перешли в контратаку. При этом были подобраны несколько раненых чинов команды. Командир бронепоезда «Генерал Алексеев» полковник Шамов явился к начальнику Марковской дивизии, штаб которой находился в этот день в селении Бурчацк. Начальник дивизии сообщил, что приказание об оставлении нашими войсками деревни Васильевка было отдано ночью, но что он не приказывал нашим бронепоездам, занимавшим станцию Чокрак, отходить от нее. Затем начальник дивизии приказал полковнику Шамову немедленно отправиться на подводе на станцию Бурчацк, примерно в 5 верстах к югу от станции Чокрак, и передать находившимся там нашим бронепоездам его приказ снова занять станцию Чокрак и спасти оставленный там боевой состав бронепоезда «Генерал Алексеев». Этот приказ не был выполнен из-за неисправности материальной части и недостатка снарядов на наших бронепоездах.
8 августа бронепоезд «Дмитрий Донской» вел бой совместно с частями Марковской дивизии в районе станции Пришиб, примерно в 20 верстах к северу от станции Федоровка. У бронепоезда «Дмитрий Донской» был подбит паровоз, и разорвалось головное орудие. Через два дня, 10 августа на фронт к станции Пришиб прибыл бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» и вел бой с бронепоездами красных на участке 3-го Марковского полка. Во время боя там же 12 августа неприятельскими снарядами был убит механик бронепоезда «Дмитрий Донской», подбит его паровоз и последнее действовавшие орудие. Таким образом бронепоезд «Дмитрий Донской» был лишен всех своих орудийных бронеплощадок и его боевой состав был отправлен в Керчь для ремонта.
14 августа бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» вступил в бой с бронепоездами красных у станции Чокрак и при отходе наших частей задерживал красных своим огнем, не допуская их перехода через линию железной дороги. При дальнейшем отходе к станции Чокрак бронепоезд попал под обстрел трех неприятельских батарей. Однако, для поддержки встречного наступления нашей пехоты бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» снова вышел вперед и открыл орудийный и пулеметный огонь. Тогда 6-дюймовая гаубичная и 3-дюймовая батареи красных сосредоточили свой огонь по заранее пристрелянным местам на железнодорожном полотне. Вскоре 6-дюймовым снарядом был подбит паровоз бронепоезда «Святой Георгий Победоносец». Бронепоезд отъехал назад, примерно на 50 сажен и остановился без паров. Тогда наш бронепоезд «Солдат» подошел с тыла и вывел бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» на станцию Чокрак. Во время этого боя были ранены на бронепоезде «Святой Георгий Победоносец» два офицера. На следующий день 15 августа прибыл на северное направление бронепоезд «Офицер». После некоторого отхода наши войска перешли в наступление к станции Бурчацк. Около полудня бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» и шедший вторым бронепоезд «Офицер» двинулись вперед для поддержки наступавших частей Марковского полка. Несмотря на сильнейший огонь артиллерии противника наши бронепоезда заняли станцию Бурчацк и обстреливали две неприятельские батареи. Бронепоезд «Офицер» рассеял своим огнем пулеметные тачанки красных, стрелявшие с позиции у западной окраины селения Бурчацк, и потом охранял фланг 3-го Марковского полка. Днем бронепоезд «Офицер» вместе с нашими батареями расстреливал цепи неприятельской пехоты, шедшие в атаку. Пехота красных была отброшена, и бронепоезд «Офицер» отошел к ночи на станцию Пришиб для снабжения. 16 августа находившийся у станции Бурчацк бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» был обстрелян 6-дюймовой и 3-дюймовой батареями противника. 6-дюймовым снарядом была подбита орудийная бронеплощадка бронепоезда и тогда же сгорела пулеметная бронеплощадка. В тот же день бронепоезд «Офицер» подвергся бомбардировке отряда неприятельских аэропланов при их нападении на станцию Пришиб, но бомбы не причинили бронепоезду вреда.
17 августа войска нашего десанта были погружены на суда для возвращения с Кубани в Крым. При этом к нашим войскам присоединились до 5.000 кубанских казаков. Несмотря на это пополнение, неуспех десантной операции был тяжелой неудачей с точки зрения общего хода войны против красных.
Между тем продолжались упорные бои на северном, от станции Федоровка, направлении. 17 августа бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» вел бой с неприятельскими бронепоездами между станциями Пришиб и Бурчацк. На бронепоезде «Святой Георгий Победоносец» были убиты капитан Кушнарев и помощник механика. Два неприятельских снаряда попали в головную бронеплощадку и один снаряд — в паровоз. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» стоял неподвижно под непрекращающимся артиллерийским огнем противника. Тогда только что прибывший на это направление тяжелый бронепоезд «Единая Россия» вышел вперед, несмотря на неприятельский обстрел, взял боевой состав бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» на фаркоп и вывез его на станцию Пришиб. Около этой станции было попадание неприятельского снаряда в орудие бронепоезда «Единая Россия», но снаряд не разорвался. Бронепоезд «Офицер» открыл огонь из скорострельного зенитного орудия образца 1914 года на дистанции около 8 верст и заставил замолчать гаубичную батарею красных, стоявшую у окраины селения Бурчацк. Подошедший тяжелый бронепоезд «Единая Россия» заставил замолчать и легкую батарею противника, которая начала стрелять, по нашим бронепоездам. 20 августа боевой состав бронепоезда «Офицер» был отправлен в Керчь для ремонта.
24 августа бронепоезд «Единая Россия» участвовал в бою у станции Пришиб, совместно с частями Дроздовский дивизии. В это время командиром бронепоезда «Единая Россия» был назначен полковник Зеленецкий. 27 августа во время боя с бронепоездами противника бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» получил попадание 42-линейного снаряда в первое орудие. Один офицер был контужен. 30 августа на станции Пришиб комиссия по осмотру материальной части бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» нашла все площадки бронепоезда выведенными из строя огнем противника и для боя непригодными. После смены бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» отправился в тыл, на станцию Таганаш. 30 августа на фронт к станции Пришиб прибыл легкий бронепоезд «Севастополец» под командой полковника Юрьева. Боевая часть этого бронепоезда состояла из одной бронеплощадки с двумя легкими орудиями и одной бронеплощадки с одним легким орудием. Начиная с 31 августа, бронепоезд «Севастополец» принял участие в боях между станциями Пришиб и Бурчацк, совместно с частями Дроздовской дивизии.
К началу сентября 1920 года численное превосходство советских войск, сосредоточенных против Русской армии генерала Врангеля, стало очень значительным. Советские силы состояли к этому времени из трех армий: 6-ой, 13-ой и 2-ой Конной, с общей численностью примерно, в 45.000 чел. пехоты и 13.000 чел. кавалерии. Силы наших войск не превосходили 25.000 чел. пехоты и 8.000 чел. конницы. Штаб Главнокомандующего подготовлял в это время новую операцию с переходом части наших войск на правый, северо-западный берег Днепра. Представлялось выгодным расширить наш фронт на запад еще до прибытия советских войск, перебрасываемых с фронта войны против Польши. При этом предполагалось овладеть и сильной предмостной позицией красных у Каховки, на левом берегу Днепра, представлявшей постоянную угрозу нашему тылу. Перед началом подготовлявшийся «Заднепровской операции» было весьма важно разбить войска красных на восточном и северном направлениях, чтобы они не помешали началу выполнения нашего плана своим переходом в наступление на этих участках фронта.
На восточном направлении начали наступать около 1 сентября, при содействии бронепоездов, части Донского корпуса генерала Абрамова. Вскоре части Донского корпуса стали быстро продвигаться к узловой станции Верхнетокмак, примерно в 80 верстах от узловой станции Федоровка. 3 сентября бронепоезд «Волк» получил приказание атаковать станцию Стульнево, в 20 верстах к западу от
станции Верхнетокмак. При подходе к станции Стульнево бронепоезд был встречен огнем красной батареи, стоявшей близ железнодорожного полотна. Бронепоезд «Волк» в свою очередь открыл по ней огонь из двух орудий и стал обстреливать из пулеметов пехоту красных. Под метким огнем бронепоезда батарея противника была вынуждена сняться с позиции, и неприятельская пехота начала отходить. В этом бою был тяжело ранен в голову один из офицеров бронепоезда. 4 сентября бронепоезд «Волк» отправился на северное направление, в распоряжение командира 1-го армейского корпуса.
В ближайшие после этого дни бронепоезд «Дмитрий Донской» получил две захваченные у красных бронеплощадки, с двумя 3-дюймовыми орудиями на каждой, и поступил в распоряжение командира Донского корпуса. В дальнейшем наступлении войск Донского корпуса участвовали также приданные корпусу бронепоезда «Солдат и «Иоанн Калита». Им пришлось вести очень тяжелые бои с преобладающим числом советских бронепоездов. К 11 сентября две Донские дивизии, не встречая упорного сопротивления со стороны отступающих пехотных и кавалерийских частей противника, подошли к фронту Мариуполь-Волноваха. Бронепоезд «Иоанн Калита» дошел до станции Волноваха, продвинувшись от станции Верхнетокмак, примерно, на 120 верст за одну неделю. Около середины сентября части Донского корпуса продвинулись еще дальше, и бронепоезд «Иоанн Калита» дошел, поддерживая их, до узловой станции Еленовка, в 30, примерно верстах к северу от станции Волноваха. 22 сентября сильная конная группа красных произвела нападение на станции Розовка и Цареконстантиновка, на участке железной дороги между станциями Волноваха и Верхнетокмак. Части Донского корпуса были принуждены отойти из района станции Волноваха приблизительно на 80 верст к западу. Отходя совместно с частями 3-ей Донской дивизии, бронепоезд «Иоанн Калита» разрушал последовательно мосты, водокачки и участки путей железной дороги. 27 сентября бронепоезд «Иоанн Калита вел бой у станции Бельманка, примерно в 100 верстах к востоку от станции Федоровка, совместно о подошедшим бронепоездом «Дмитрий» Донской». Короткое наступление частей Донского корпуса на восточном направлении было закончено.
Между тем на северном направлении развивалось наступление наших войск 1-го армейского корпуса с приданными им частями с целью разбить Александровскую группу войск красных и овладеть Кичкасской переправой через Днепр. 3 сентября бронепоезд «Севастополец» вел бой против бронепоезда красных к северу от станции Пришиб, в 20 примерно верстах от узловой станции Федоровка, когда попаданием 42-линейного снаряда была взорвана передняя двухорудийная бронеплощадка бронепоезда, и взрывом убит штабс-капитан Сухоцкий. Прибывший 4 сентября на северное направление бронепоезд «Волк» продвигался, по мере исправления железнодорожного пути, через станции Бурчацк и Чокрак к Александровску. 6 сентября Александровск и узловая станция у этого города были взяты войсками Марковской дивизии. 13 сентября бронепоезд «Севастополец» получил для усиления боевой части одну бронеплощадку с 75-милиметровым орудием и одну пулеметную бронеплощадку. После починки взорванного красными моста у станции Попово, бронепоезд «Севастополец» прибыл 14 сентября на станцию Александровск. В это время бронепоезд «Волк» нес сторожевую службу в местах ремонта пути и мостов. В ближайшие дни прибыл на станцию Александровск и тяжелый бронепоезд «Единая Россия». 17 сентября бронепоезд «Севастополец» двинулся на север для поддержки короткого наступления частей Дроздовской дивизии на узловую станцию Синельниково. К вечеру бронепоезд прибыл на станцию Софиевка, примерно в 25 верстах от станции Александровск. На следующий день 18 сентября бронепоезд «Севастополец» остановился севернее этой станции, у места крушения неприятельского бронепоезда, и должен был ждать конца работ по исправлению пути. 19 сентября узловая станция Синельниково, в 70 верстах к северу от Александровска, была занята частями Дроздовской и Кубанской дивизий. Бронепоезд «Севастополец» оставался 19 сентября на станции Синельниково до наступления темноты, между тем как бронепоезд «Волк» вывез два подорванных боевых состава неприятельских бронепоездов со станции Софиевка. 20 сентября бронепоезд, «Севастополец» получил бронеплощадку с двумя 3-дюймовыми орудиями образца 1902 года, которая была захвачена у красных и принадлежала их бронепоезду «Товарищ Свердлов». Но эту бронеплощадку пришлось оставить в ремонте на станции Александровск, тогда как бронепоезд «Севастополец» перешел на станцию Софиевка.
25 сентября «Заднепровская операция» наших войск началась переправой частей Марковской и Корниловской дивизий через Днепр у Александровска. Тяжелый бронепоезд «Единая Россия» содействовал переправе своим огнем. 26 сентября бронепоезд «Волк» находился в сторожевом охранении у станции Славгород, примерно в 50 верстах к северу от Александровска, и вел огонь из орудий по красным, приближавшимся к станции. После отхода на станцию Александровск бронепоезд «Волк» был временно разделен на две части. Одна бронеплощадка была назначена 28 сентября для охраны железнодорожного участка от Александровска до станции Попово, протяжением около 35 верст, а другая часть бронепоезда отправилась на линию Александровск-Пологи. В течение нескольких дней, начиная с 30 сентября, бронепоезд «Севастополец» оставался в районе станции Славгород вместе с частями Дроздовской дивизии.
1 октября 1920 года наши войска, переправившиеся на правый берег Днепра, были принуждены возвратиться на левый берег. Был убит в бою генерал Бабиев, один из лучших кавалерийских начальников Русской армии. Штурм неприятельской укрепленной позиции у Каховки был отбит с большими потерями для наших войск. «Заднепровская операция», окончилась большой неудачей. За несколько дней до того были получены сведения о заключении перемирия между Польшей и советским правительством. Предстояло решительное наступление красных на Северную Таврию и Крым.
На восточном направлении тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» постепенно отходил вместе с нашими частями. Отход от станции Цареконстантиновка до станции Большой Токмак, на расстоянии, примерно в 80 верст, происходил в течение восьми дней.
На северном направлении наши бронепоезда произвели перед отходом внезапное нападение на узловую станцию Синельниково. 6 октября бронепоезд «Волк» отправился на разведку пути, выйдя со станции Славгород в сторону Синельниково. Близ маленькой станции Ивковка железнодорожный путь оказался разобранным на значительном протяжении, а соседний путь был загроможден двумя паровозами. Во время осмотра пути бронепоезд «Волк» был обстрелян неприятельским тяжелым бронепоездом, но отошел без потерь. В ночь на 7 октября бронепоезда «Севастополец», «Волк» и «Единая Россия» вышли по приказанию командира 1-го бронепоездного дивизиона со станции Ново-Гуполовка для производства нападения на станцию Синельниково. Подойдя к участку разобранного пути, бронепоезда остановились. Их команды приступили к исправлению пути под руководством офицера вспомогательного поезда. Работа продолжалась до 4 часов, и тогда выяснилось, что она может быть окончена лишь к 7 часам. Ввиду этого командир дивизиона приказал бронепоездам вернуться на станцию Ново-Гуполовка. С этой станции бронепоезда снова вышли в 23 часа 7 октября в следующем порядке: легкие бронепоезда «Севастополец» и «Волк», вспомогательный поезд и тяжелый бронепоезд «Единая Россия». Одна бронеплощадка бронепоезда «Волк» должна была охранять тыл на участке между станциями Ново-Гуполовка и Ивковка. В 5 часов 8 октября починка пути была закончена и бронепоезда вошли на станцию Ивковка. Красные не ожидали такого нападения и заметили наши бронепоезда лишь тогда, когда головной бронепоезд «Севастополец» был на южных стрелках станции. На станции не был снят телефонный аппарат, но дежурный телефонист был захвачен раньше, чем он успел сообщить о нападении на станцию Синельниково. Там красные не оказали сопротивления и обратились в бегство. Лишь в 9 часов подошел с севера советский легкий бронепоезд и начал обстреливать станцию. Наши бронепоезда взорвали стрелки и около 10 часов отошли на юг. Было взято 100 пленных. В этом нападении участвовали исключительно бронепоезда, без содействия других наших частей. В тот же день 8 октября легкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» прошел через узловую станцию Джанкой по вновь построенной ветке, около 50 верст длиной, до станции Юшунь, близ южной линии наших Перекопских позиций.
9 октября бронепоезд «Севастополец» прикрывал работы по снятию стрелок и крестовин на станциях Ново-Гуполовка и Софиевка, На последней станции, в 25 верстах примерно к северу от Александровска, бронепоезд оставался до наступления темноты. Вечером бронепоезд «Севастополец» продолжал свой отход, взрывая стрелки и крестовины на промежуточных станциях, и прибыл на станцию Александровск около полуночи. Бронепоезд «Единая Россия» отходил вместе с частями Дроздовской дивизии. Бронепоезд «Волк» прошел со станции Александровск по ветке на восток, в сторону станции Пологи, для прикрытия подрывной команды Марковской дивизии, которой было поручено разрушение мостов и железнодорожного пути. 10 октября бронепоезда «Севастополец» и «Волк» оставались на узловой станции Александровск до 10 часов, взорвав все главные стрелки и крестовины. Затем наши бронепоезда отошли на станцию Канкриновка, примерно в 15 верстах к югу от Александровска. 11 и 12 октября те же наши бронпоезда прикрывали работу вспомогательного поезда по разборке пути у станции Попово, в 20 верстах к югу от станции Канкриновка.
(Продолжение следует)
Анд. Алекс. Власов
Https://1umelez.ru https://1umelez.ru холодильное оборудование купить по оптовым ценам. 1umelez.ru |
Похожие статьи:
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №112). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №109) – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №110). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Окончание). – Анд. Алек. Власов.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №104). – Анд. Алекс. Власов
- Список и организация бронепоездов Добровольческой и Донской Армий. – Анд. Алекс. Власов.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №105). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №103). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №102) – Анд. Алекс. Власов