28 октября бронепоезда «Офицер» и «Иоанн Калита» выдвинулись со станции Возы, примерно в 50 верстах к северу от Курска, в направлении станции Поныри. В 6 верстах от станции Поныри бронепоезда были обстреляны укрыто стоявшей легкой батареей противника. Бронепоезд «Офицер» продолжал двигаться дальше и рассеял пехотную заставу красных у станции Поныри выстрелами из орудий. Затем наши бронепоезда начали отходить под огнем неприятельского 42-линейного орудия, которое оказалось справа от полотна. Вспомогательный поезд номер 2 под командой подпоручика Губарева следовал по одной колее с бронепоездами. Он был подбит заградительным артиллерийским огнем красных, сошел с рельс и загорелся, преградив нашим бронепоездам обратный путь. Бронепоезда «Офицер» и «Иоанн Калита» оказались отрезанными на небольшом участке в 2-3 версты, в тылу красных. Команда вспомогательного поезда номер 2 вынесла из своего горящего состава подрывной матерьял. Противник продолжал вести артиллерийский огонь по месту крушения и успел поставить на укрытую позицию весьма близко к нашим бронепоездам два своих легких орудия. Советские разведчики открыли ружейный огонь по команде вспомогательного поезда. В исключительно тяжелых условиях, под непрекращающимся артиллерийским и ружейным обстрелом, команда под руководством подпоручика Губарева в течение трех часов строила на промерзшем грунте переводный путь, чтобы пропустить наши бронепоезда на соседнюю, незагроможденную колею. По окончании работы бронепоезда были проведены на соседнюю колею, расцепленные в своих составах. Это было необходимо вследствие весьма крутого изгиба временного пути. Затем подпоручик Губарев приступил к исправлению пути, вновь разбитого неприятельскими снарядами. К нему присоединилась под начальством подпоручика Сергеева команда вспомогательного поезда номер 5, который прибыл на помощь из Курска. Красные вели непрерывный артиллерийский огонь, стремясь окончательно разбить путь в нашем тылу. Работа велась в непосредственной близости к пламени пожара. Несколько человек из команд вспомогательных поездов были обожжены. Около 20 часов тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» благополучно отошел за место пожарища. Противник заметил движение бронепоезда, ясно видного на фоне горящего состава, усилил артиллерийский
огонь и снова повредил путь. Однако под руководством подпоручика Губарева и подпоручика Сергеева путь был снова восстановлен. В 21 час бронепоезд «Офицер» отошел за заградительную полосу, только по счастливой случайности не получив повреждений, так как красные успели точно пристреляться и вели частый огонь. Ночью наши бронепоезда вернулись на станцию Курск. На следующий день 29 октября бронепоезд «Офицер» выехал к станции Возы и содействовал отражению атак двух пехотных полков красных, пытавшихся вытеснить части Корниловского полка из района селения Архангельское. Подошедший бронепоезд противника был отогнан нашим огнем. Прикрывая дальнейшее отступление, бронепоезд «Офицер» отошел 31 октября на станцию Золотухине, примерно в 35 верстах к северу от Курска, и вел там перестрелку с двумя бронепоездами противника. Мост через реку Оскол был нами взорван. Попаданием неприятельского 48-линейного снаряда был подбит паровоз вспомогательного поезда номер 5, и бронепоезд «Офицер» вывез вспомогательный поезд за пределы обстрела.
Отходивший из района узловой стации Касторная легкий бронепоезд «Генерал Корнилов» должен был перейти на фронт у Курска. Для этого пришлось продвигаться по кружному пути через узловые станции: Купянск, Белгород и Ржава, на расстоянии примерно 500 верст. В Харькове было закончено 17 октября формирование бронепоезда «Москва», которым командовал полковник Соллогуб. В боевой части этого бронепоезда были две бронеплощадки с легкими орудиями и одна бронеплощадка с тяжелым орудием. Поэтому бронепоезд «Москва» мог разделяться как бы на два бронепоезда, когда начальники боевых участков давали одному бронепоезду такие задачи, для выполнения которых требовался бы целый дивизион. С 18 октября бронепоезд «Москва» участвовал в боях в районе к востоку от Курска, отходя постепенно через станции Ливны, Мармыжи, Щигры, Охочевка и Отрешково, вплоть до Курска, на расстоянии свыше 150 верст. Бронепоезд «Москва» состоял в распоряжении Инспектора артиллерии 1-го корпуса и считался нештатным. На этом основании ему приходилось выезжать в бой без вспомогательного поезда. 18 октября прибыл в Харьков нештатный бронепоезд «Брянский» — дар рабочих Екатеринославского Брянского завода. Нештатный бронепоезд был сформирован в середине сентября приказом генерала Ревишина, командующего северной группой войск Екатеринославского направления. По прибытии же из Екатеринославского района в Харьков бронепоезд «Брянский» был расформирован. Личный состав его был назначен для пополнения команды бронепоезда «Слава Кубани», а боевая часть и резерв распределены между бронепоездами «Слава Кубани» и «Волк». Эти бронепоезда вместе с легким бронепоездом «Генерал Шифнер-Маркевич», сформированным раньше, должны были составить 10-ый бронепоездной дивизион. Командиром бронепоезда «Слава Кубани» был назначен лейтенант Чижов. Предполагалось, что бронепоезд будет тяжелым. Однако в трудных условиях формирования была получена материальная часть легкого бронепоезда, а именно — одна боевая площадка, вооруженная одним 75-милиметровым орудием и четырьмя пулеметами системы Люиса. Вскоре бронеплощадка была отправлена на станцию Люботин, близ Харькова, где на ней было установлено дополнительно одно 3-дюймовое орудие образца 1902 года. Таким образом, бронепоезд «Слава Кубани» нес в дальнейшем службу легкого бронепоезда. Формирование легкого бронепоезда «Волк» было начато 14 октября. Командиром его был назначен подпоручик Лагутин. Боевая часть этого бронепоезда состояла из двух орудийных бронеплощадок, вооруженных тремя 3-дюймовыми орудиями и одним 75-милиметровым орудием, а также одной пулеметной площадки. Имелось 9 пулеметов. Впоследствии число пулеметов было доведено до 14 и была получена еще одна бронеплощадка с 3-дюймовым орудием образца 1902 года.
В Киеве было закончено около 15 октября сооружение боевой части для бронепоезда «Аскольд». Две бронеплощадки были захвачены у противника в боях под Киевом, а одна была построена на заводе Гретера. Вооружение бронепоезда состояло из пяти орудий. На головной площадке было одно 42-линейное орудие и одно 3-дюймовое орудие в башенных установках. На тендере находилось горное орудие. На двух остальных площадках находилось по одному 3-дюймовому орудию, укрытому щитом. Пулеметы были установлены в крытых частях бронеплощадок. Паровоз был постоянный, бронированный. 20 октября бронепоезд «Аскольд» был спешно вызван на станцию Боярка, примерно в 20 верстах к юго-западу от Киева, для восстановления железнодорожного пути, разобранного повстанцами. После исправления пути бронепоезд должен был восстановить связь с группой наших войск, которая действовала в районе Фастова и была в то время отрезана красными у станции Мотовиловка, примерно в 40 верстах к юго-западу от Киева. Бронепоезд отправился с десантом, состоявшим из 7-ой инженерной роты и взвода от 5-ой роты Киевского офицерского полка. Задача была получена после наступления темноты, и поэтому в боевой состав был включен прожектор. Бронепоезд «Аскольд» вышел по неправильному пути, так как правильный путь был разобран и загроможден сошедшим с рельс поездом недалеко от станции Боярка. Вскоре лучами прожектора была обнаружена на поле у деревни Боярка цепь повстанцев. Будучи освещены прожектором, повстанцы частью разбежались. Орудийный и пулеметный огонь бронепоезда и обход флангов цепи нашим десантом рассеял и остальных повстанцев. После этого на бронепоезде «Аскольд» произошел несчастный случай: из-за засорения водомерной трубки и недосмотра механика, в трубах котла паровоза были выплавлены пробки. Когда же механик начал еще качать воду в котел, то получился прогиб всей системы труб котла. Таким образом паровоз был сожжен. Бронепоезд не мог идти дальше и был отведен обратно в Киев вспомогательным поездом.
По железнодорожной линии Одесса — Киев продвигался в конце октября легкий бронепоезд «Коршун». Около 28 октября бронепоезд двинулся в наступление на узловую станцию Вапнярка, совместно с ротой Симферопольского офицерского полка. К югу от станции Вапнярка был встречен петлюровский бронепоезд «Помета», который открыл сильный артиллерийский огонь. Бронепоезд «Коршун» остановился около железнодорожной будки, окруженной тополями. Началась перестрелка бронепоездов. Неприятельская граната ударилась в ствол дерева и разорвалась. Осколки осыпали паровоз и тендер бронепоезда «Коршун». Командир бронепоезда капитан Магнитский стоял в это время на крыше паровоза, чтобы лучше наблюдать за стрельбой. Два осколка пробили его шинель. Стоявший же на ступеньках тендера офицер связи, поручик Хлебнинский, был смертельно ранен. Часа через два неприятельский бронепоезд «Помета» начал отходить, и бронепоезд «Коршун» следовал за ним. Около полудня узловая станция Вапнярка была занята. От железнодорожников узнали, что бронепоезд «Помета» и два эшелона пехоты недавно ушли на соседнюю к северу станцию Журавлевка, находившуюся за лесом, примерно в 10 верстах от станции Вапнярка.. Преследуя противника, бронепоезд «Коршун» прошел лес, и тогда стали видны уходящие петлюровский бронепоезд «Помета» и эшелоны. После нескольких выстрелов бронепоезд противника и один из эшелонов скрылись за станцией Журавлевка и взорвали за собой путь. Другой эшелон петлюровцев остался на станции, так как машинист с него сбежал. Бронепоезд «Коршун» вошел на станцию Журавлевка и остановился у платформы. По станции бродили петлюровские пехотинцы, не предпринимая никаких враждебных действий. Через некоторое время к командиру бронепоезда пришел начальник станции и сообщил, что солдаты петлюровцы хотят о чем-то просить. Их было примерно 200 человек. Капитан Магнитский вызвал представителя этих солдат и узнал от него, что петлюровцы не собираются ехать дальше и хотели бы вернуться к себе домой. Им было предложено поступить в Симферопольский полк, в котором был к тому времени значительный некомплект. Желающим было приказано идти с винтовками и патронами по шоссе на Вапнярку и присоединиться там к роте Симферопольского полка. Остальным же петлюровцам было сказано уходить со станции Журавлевка куда им угодно. После этого бронепоезд «Коршун» отправился обратно на станцию Вапнярка. Когда бронепоезд подходил к этой станции, из леса вышла застава от Симферопольского полка, около 10 человек, и сообщила, что в отсутствие бронепоезда петлюровцы напали на роту Симферопольского полка, которая стояла около станции. После короткой перестрелки рота отошла в эшелоне и остановилась в 2 верстах за станцией Вапнярка. Путь на станции был разобран петлюровцами. Бронепоезд «Коршун» подошел к станции и открыл огонь из пулеметов. Но так как уже темнело, то командир бронепоезда решил отойти и стать на ночь между станцией Вапнярка и лесом. Кругом никого не было, и ночь в поле прошла спокойно. Ночью чины заставы Симферопольского полка хотели пробраться к своей роте, но попали под обстрел и вернулись на бронепоезд. Утром 29 октября сквозь туман было замечено движение поездов через лес. По числу дымков можно было предположить, что идут три петлюровских бронепоезда. Они, вероятно, починили ночью путь к северу от станции Журавлевка и хотели внезапно напасть на бронепоезд «Коршун». Наш бронепоезд вошел в лес и занял закрытую позицию. Вскоре показался шедший впереди других петлюровский бронепоезд «Хортица», и бронепоезд «Коршун» открыл по нему огонь. Через несколько минут у бронепоезда «Хортица» было подбито головное орудие. Все петлюровские бронепоезда поспешно отошли, а бронепоезд «Коршун» пришел к полудню на станцию Вапнярка и приступил к починке железнодорожного пути. Посланное капитаном Магнитским пополнение из бывших петлюровцев благополучно прибыло и вошло в состав Симферопольского полка. Особенность борьбы с петлюровцами и их бронепоездами состояла в том, что каждый день вдоль железнодорожного пути медленно шли многочисленные группы так называемых «мешочников». Одни шли в Крым за солью, а другие возвращались в сторону Киева, в районе которого соли не хватало. От них можно было получать сведения о петлюровцах, но «мешочники», вероятно, осведомляли и петлюровцев о бронепоездах и частях Добровольческой армии.
На обширных пространствах вокруг Екатеринослава продолжалась в конце октября борьба с махновцами. Все больше говорили о «внутреннем фронте», на который командование Добровольческой армии посылало войска, снимая их с главного фронта, где шло в это время наступление советских армий. 24 октября бронепоезд «Дмитрий Донской» получил приказание поддержать отряд Государственной стражи при наступлении на Екатеринослав. Боевой частью бронепоезда командовал в этот день капитан Герасимов. Он отправился в сторону вокзала Екатеринослава на бронеплощадке с 75-милиметровым орудием еще в темноте. Бронеплощадка продвигалась очень медленно, в полной тишине, стараясь скрыться от махновцев за стоящими поездными составами. На вокзале не оказалось бронепоезда махновцев, с которым ожидалась встреча. От начальника станции узнали, что этот бронепоезд должен вернуться на вокзал, предполагая, что он никем не занят. Капитан Герасимов решил тогда подпустить неприятельский бронепоезд как можно ближе, чтобы он весь вышел из-за небольшого поворота при входе на вокзал. На рассвете стал слышен звук приближающегося поезда. Затем на расстоянии около 100 сажен стал виден и весь силуэт бронепоезда противника. 75-милиметровое орудие бронепоезда «Дмитрий Донской» открыло огонь. После двух орудийных выстрелов открыли стрельбу и пулеметы с нашей бронеплощадки. Наш первый снаряд попал в переднюю ось головной бронеплощадки противника, почему бронепоезд махновцев должен был остановиться. Второй снаряд попал в башню головного неприятельского орудия. Пораженная неожиданностью команда бронепоезда махновцев не сделала ни одного выстрела и выскакивала из боевых площадок. Пулеметным огнем командир бронепоезда махновцев и несколько человек из числа его команды были убиты. После этого чины бронепоезда «Дмитрий Донской» соскочили со своей бронеплощадки и бросились на подбитый неприятельский боевой состав, захватив его окончательно. Этот боевой состав раньше принадлежал существовавшему недолго бронепоезду Добровольческой армии «Полковник Запольский». Он был взят махновцами в районе станции Пологи. На одной из бронеплощадок противника была аккуратно выведена белыми печатными буквами надпись: «Кайдача». По-видимому, это была фамилия или прозвище одного из предводителей махновцев. Бронеплощадка бронепоезда «Дмитрий Донской продолжала занимать вокзал Екатеринослава, в то время как город был постепенно занят нашей Государственной стражей. Но 27 октября махновцы снова заняли Екатеринослав. Бронепоезд «Дмитрий Донской» отошел на узловую станцию Синельниково на железнодорожной линии Харьков — Севастополь. Станция Синельниково была занята незадолго перед тем частями 1-ой Терской казачьей дивизии.
Между тем обстановка вокруг Курска становилась все более тревожной. Вечером 2 ноября бронепоезд «Офицер» получил приказание идти к большому железнодорожному мосту через реку Сейм, южнее Курска, и выяснить положение там. За мостом бронепоезд дошел до ближайшей маленькой станции Конарево, связался по аппарату с Курском и донес, что конницей красных занято селение Долгая Клюква, в 4 верстах от Конарево. Находившиеся там наши части — Черноморский конный полк, 3-ий Марковский полк с восемью орудиями и Марковская инженерная рота — были застигнуты врасплох, понесли потери и отошли в разных направлениях, частью — через станцию Полевая, примерно в 25 верстах к югу от Курска. Сведения были получены от отдельных чинов Черноморского конного полка. Начальник штаба Корниловской дивизии приказал бронепоезду «Офицер» нести охрану мостов на участке станция Конарево — станция Полевая.
3 ноября днем бронепоезд «Офицер» оставался на станции Конарево. За это время было отражено нашим огнем нападение конницы красных на мост через реку Сейм. Вечером бронепоезд получил извещение, что на смену ему послан из Курска бронепоезд «Генерал Дроздовский». Тогда бронепоезд «Офицер» пошел на станцию Полевая для снабжения водой и топливом. У входного семафора этой станции бронепоезд «Офицер» наскочил на разобранный путь, замаскированный слоем снега, и всем своим составом сошел с рельс. Разведка установила, что станция Полевая и соседнее селение заняты красными. В паровозе вспомогательного поезда оставалось воды и топлива не более как на два часа. Работы же по поднятию бронепоезда требовали более долгого срока. Поэтому с бронеплощадки с морским орудием было снято все вооружение и перенесено на бронеплощадку номер 3, которая была поставлена на рельсы тягою паровоза и сцеплена с вспомогательным поездом. Когда это удалось сделать, состав немедленно отошел на станцию Конарево. Оттуда по аппарату было сообщено о случившемся начальнику штаба Корниловской дивизии. Командующий бронепоездом «Офицер» просил дать десант из числа 300 человек пополнения, находившихся на станции Конарево, чтобы вместе с десантом выехать к станции Полевая для подъема бронепаровоза и бронеплощадки. В десанте было отказано, и было получено приказание возвращаться на станцию Курск.
На рассвете 4 ноября бронепоезд «Офицер» прибыл в Курск, в составе бронеплощадки номер 3 и паровоза, взятого от эшелона с пополнением, и в сопровождении вспомогательного поезда. Утром бронепоезд передвигался на участке между Курском и станцией Рышково, протяжением около 15 верст, в направлении на запад от Курска, по железной дороге на Льгов. Бронепоезду была поручена охрана пути на случай прорыва конницы красных. Артиллерийским огнем бронепоезд поддерживал короткое наступление наших частей на село Лебяжье. Вечером бронепоезд получил распоряжение произвести разведку в направлении на Льгов и войти в связь с нашей 3-ей дивизией. По прибытии на станцию Дьяконово, примерно в 25 верстах от Курска, бронепоезд «Офицер» установил связь с частями Дроздовского полка. На станции Лукашевка, в 50 верстах от Курска и в 25 верстах от Льгова, бронепоезд встретил большой разъезд красных, скрывшийся по направлению к железнодорожному мосту в двух верстах от станции. Не имея возможности выставить охранение тыла, бронепоезд «Офицер» вернулся на станцию Дьяконово и доложил начальнику штаба Корниловской дивизии о положении. По слухам, город Льгов был уже занят красными, на вокзале еще держались части Добровольческой армии, а мост-виадук Северо-Донецкой железной дороги был взорван и обрушился на полотно железной дороги Курск-Ворожба.
В полночь на 5 ноября Курск был оставлен нашими войсками. Три легких бронепоезда — «Офицер», «Генерал Дроздовский» и «Москва» и тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» — получили приказание пробиваться в Льгов, на соединение с 1-ой бригадой Дроздовской дивизии. Около 16 часов 5 ноября, двигаясь в голове колонны бронепоездов, бронепоезд «Офицер» подошел ко взорванному мосту Северо-Донецкой железной дороги. Мост упал концом фермы на железнодорожное полотно, преградив путь нашим бронепоездам. Разведка, высланная к станции Льгов, была обстреляна противником. Из опроса жителей выяснилось, что накануне после горячего боя наши части отошли на юг, вдоль линии Северо-Донецкой железной дороги. Предполагалось, что наши войска находятся в районе селения Вышне-Деревеньки, примерно в 15 верстах от Льгова.
Предполагая пробиваться через Льгов дальше на запад, к узловой станции Ворожба, командующий бронепоездом «Офицер» приказал командиру вспомогательного поезда номер 5 взорвать упавший мост и расчистить железнодорожный путь. После долгих попыток взрыв не удался, .вследствие недостатка и плохого качества взрывчатых матерьялов. Между тем красные, установив свою артиллерию на закрытой позиции, открыли огонь по колонне бронепоездов. Бронепоезд «Москва» налетел на хвост поездов и потерпел крушение. Поэтому стало невозможно маневрировать. Раненые, находившиеся в эшелоне Корниловской дивизии, стали расходиться, спасаясь от обстрела. В это время телефонисты бронепоезда «Офицер», включившись в провод, связались со штабом Дроздовской бригады и 1-го Дроздовского полка. Сначала было обещано прислать на выручку бронепоездов батальон под командой полковника Туркула и легкий бронепоезд «Дроздовец» с командой подрывников. Через час, действительно, прибыл с юга бронепоезд «Дроздовец» и сообщил, что пехота прислана не будет, а подрывники прибудут позднее. Из переговоров со штабом бригады выяснилось, что следующие за Льговом железнодорожные станции в сторону Ворожбы заняты противником. Командующий бронепоездом «Офицер» доложил, что без подрывников от Дроздовской бригады мост взорвать нельзя. Тогда командир бригады полковник Кельнер приказал разбирать мост при помощи кирок и мотыг. Таким образом, бронепоезда были поставлены в безвыходное положение. Воды в паровозах оставалось только до двух часов ночи. В случае прибытия подрывников, их работы заняли бы не меньше четырех часов. Значит путь был бы освобожден лишь к тому времени, когда паровозы бронепоездов замерзли бы. Между тем бронепоезд «Дроздовец» погрузил на свой вспомогательный поезд раненых и пошел в тыл за водой и топливом. Он мог прибыть обратно не ранее рассвета. Красные, выслав разведчиков и наблюдателей, продолжали и ночью вести артиллерийский обстрел бронепоездов и моста. Из штаба бригады было предложено командирам бронепоездов самим принять решение.
6 ноября, около 2 часов утра подрывники еще не прибыли, связи с бронепоездом «Дроздовец» не было, как не было и сообщения о его возвращении. Паровозы бронепоездов стали замерзать, а противник приближался и начал окружать бронепоезда. Ввиду создавшегося положения командиры четырех бронепоездов приняли решение взорвать бронепоезда, сняв подвижное вооружение и ценное имущество. На рассвете, около 4 часов, команды бронепоездов сняли прицелы и замки орудий, а также пулеметы, и оставили боевые составы, отходя под обстрелом красных в сторону станции Деревеньки, находящейся примерно в 15 верстах к югу от Льгова. Через час прибыл бронепоезд «Дроздовец» с командой подрывников и приступил ко взрыву боевых составов. Бронеплощадка номер 3 бронепоезда «Офицер» была разрушена взрывом до основания.
В этот же день 6 ноября и на следующий день бронеплощадка номер 2 бронепоезда «Офицер» выходила со станции Ржава, примерно в 70 верстах к югу от Курска, в сторону станции Полевая, в надежде помочь своему бронепоезду, попавшему в тяжелое положение. Однако оказалось, что красные ведут наступление большими силами от станции Полевая на юг.
Бронеплощадка должна была возвращаться под артиллерийским огнем противника на станцию Ржава, не получив сведений о судьбе наших четырех бронепоездов.
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ
Обстановка в разных частях обширного фронта Вооруженных сил Юга России сложилась в ноябре 1919 года не одинаково. На фронте Кавказской армии в районе к северу от Царицына было сравнительно спокойно. В состав Кавказской армии возвратились в ноябре после продолжительного ремонта в Донецком бассейне легкие бронепоезда 1-го дивизиона «Генерал Алексеев» и «Вперед за Родину». Бронепоезд «Генерал Алексеев», которым командовал полковник Шамов, прибыл в Царицын 6 ноября и во второй половине ноября участвовал в боевых действиях совместно с частями 4-го конного корпуса в районе станции Котлубань, примерно в 40 верстах к северо-западу от Царицына. 20 ноября прибыл в район Царицына и бронепоезд «Вперед за Родину», которым командовал полковник Юрьев. Этот бронепоезд тоже отправился к станции Котлубань, где ему была поручена сторожевая служба у железнодорожного моста через реку Котлубань, через сутки, попеременно с донским бронепоездом «Генерал Мамонтов». Было приказано оставаться в сторожевом охранении и ночью. Тяжелый бронепоезд «Единая Россия» отправился 12 ноября для ремонта в Донецкий бассейн на станцию Енакиево, куда прибыл 20 ноября. После ухода бронепоезда «Единая Россия» из Царицына там был сформирован из 12-ой и 13-ой батарей Морской тяжелой артиллерии с железнодорожными установками орудий — 2-ой Отдельный тяжелый бронепоезд. Временно командовал этим бронепоездом полковник Шмидт.
На Харьковском направлении продолжалось в это время наступление больших сил красных. Находившийся на станции Дербент, на побережье Каспийского моря, легкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» получил 10 ноября приказание отправиться на фронт к Харькову через Ростов. Для этого перехода примерно в 1400 верст потребовалось 11 дней, и бронепоезд прошел через Харьков на фронт 21 ноября. Между тем легкий бронепоезд «Дроздовец» и тяжелый бронепоезд «Грозный» находились 16 ноября на позиции у станции Псел, примерно в 160 верстах к северу от Харькова, на линии Харьков — Льгов. Боевая часть бронепоезда «Грозный» состояла из бронеплощадки с одним 6-дюймовым орудием и пулеметной площадки. В течение нескольких дней бронепоезд поддерживал связь между штабом Дроздовской дивизии, личный состав которой стал весьма немногочисленным, и отдельными ее частями. Бронепоезд охранял также железнодорожную линию в тылу и поступал в подччинение командирам 1-го и 3-го Дроздовских полков. Вследствие обхода левого фланга большими силами красных, Дроздовская дивизия вместе с бронепоездом «Грозный» отошла 17 ноября к узловой станции Готня. Войска страдали от сильного мороза. 20 ноября был обнаружен обход красных в сторону станции Хотмыжск, примерно в 80 верстах к северу от Харькова. Бронепоезд «Грозный» обстреливал с дистанции около 8 верст район деревни Березовка, где Дроздовский полк вел арьергардный бой. Утром 21 ноября позиция нашей пехоты проходила через Головчинский сахарный завод. Отряд советской конницы пытался перерезать железнодорожный путь в тылу нашей пехоты, но при виде быстро подходящего бронепоезда «Грозный» красные отошли. Затем бронепоезд «Грозный» обстреливал город Хотмыжск, занятый советскими войсками, и поддерживал своим огнем наши части, оборонявшие сахарный завод. К вечеру бронепоезд отошел вместе с нашей пехотой на станцию Золочев, примерно в 55 верстах от Харькова. На рассвете 22 ноября наши бронепоезда «Дроздовец» и «Грозный» вышли на позицию близ деревни Одноробовка, где наших пехотных частей уже не оказалось. Для содействия Дроздовскому полку бронепоезд «Грозный» вел дальний огонь по колоннам и батареям красных. Бронепоезд «Дроздовец» обстреливал в то же время более близкие неприятельские цепи. На станции Золочев бронепоезд «Грозный» попал под огонь неприятельских батарей, легкой и гаубичной. Они обстреливали также находившиеся на станции составы и штаб дивизии. Днем бронепоезд «Грозный» получил от начальника дивизии приказание отойти на станцию Куряж, в 20 верстах от Харькова. В ночь на 23 ноября город Золочев был занят противником. На рассвете было получено приказание начальника дивизии начать обстрел города, в котором скопились красные.
Бронепоезд «Грозный» обстреливал Золочев с дистанции около 8 верст, а затем вел огонь по карте, в направлении селения Казачья Лопань, где двигались неприятельские колонны. Вечером бронепоезд вернулся на станцию Куряж.
На железнодорожной линии Харьков — Ворожба {несколько западнее линии Харьков — Льгов) действовал в те же дни легкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец». До рассвета 22 ноября бронепоезд произвел нападение на занятую противником станцию Кириковка, примерно в 100 верстах от Харькова. После внезапного обстрела станции бронепоездом, красные открыли беспорядочный артиллерийский, пулеметный и ружейный огонь, продолжавшийся около часа. Утром 22 ноября бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» сдерживал своим огнем наступление красных на части 12-го гусарского Ахтырского полка, входившего в состав 5-го Конного корпуса. Прямым попаданием неприятельского снаряда в бронеплощадку был убит один солдат. Вечером наши части начали отходить к Богодухову. 24 ноября происходило наше короткое наступление от Богодухова на соседнюю станцию Гуты, при поддержке бронепоезда «Святой Георгий Победоносец». Но после занятия станции Гуты бронепоезд должен был снова отойти на станцию Богодухов совместно с частями 12-го гусарского Ахтырского полка.
Войска Добровольческой армии были принуждены отходить все ближе к Харькову. Находившийся в Харькове вместе с одной бронеплощадкой состав базы бронепоезда «Офицер» был отправлен 22 ноября на станцию Тихорецкая, на Северном Кавказе. Бронеплощадка была отправлена на станцию Никитовка в Донецком бассейне для сдачи ее легкому бронепоезду «Гром Победы».
(Продолжение следует)
Анд. Алекс. Власов
________________________________________________
ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ «ВОЕННОЙ БЫЛИ»
В воскресенье 28 июня 1970 года, в 14 ч. 30 м., в помещении на 87, Бульвар Эксельманс Париж 16 состоится
Второе открытое собрание общества
с докладами выступят:
Георгий Михайлович фон-Гельмерсен — Действия адмирала Ушакова в Черном море.
Константин Михайлович Перепеловский — Роль и значение Русского фронта в войну 1914-17 гг., по иностранным военным источникам. Вступительное слово редактора «ВОЕННОЙ БЫЛИ» Алексея Алексеевича Геринга.
Присутствовать на собрании сердечно приглашаются все интересующиеся русской военной историей.
Холодный Буфет.
Похожие статьи:
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №112). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №111). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Окончание). – Анд. Алек. Власов.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №110). – Анд. Алекс. Власов
- Письма в Редакцию (№117)
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №109) – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №102) – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №103). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №105). – Анд. Алекс. Власов